Интеллектуальное направление
Интеллектуальное направление
Наше интеллектуальное развитие и умственная дисциплина достигаются, главным образом, за счет образования. Но по окончании школы, державшей нас в узде, многие позволяют своему интеллекту постепенно атрофироваться. Мы больше не читаем серьезных книг, не изучаем ничего нового, что находилось бы за пределами наших профессиональных интересов, перестаем аналитически мыслить и писать, во всяком случае так, чтобы поддерживать умение четко выражать свои мысли. Вместо этого мы проводим все свободное время у телевизора.
Исследования показывают, что в большинстве домов телевизор включен от тридцати пяти до сорока пяти часов в неделю. Столько же времени многие люди отдают работе. Но вот учебе столько не жертвует, пожалуй, никто. Телевидение оказывает на нас мощнейшее социальное воздействие. Когда мы смотрим его, то подвергаемся влиянию ценностей, проповедуемых с экрана. Это очень тонкое и неосязаемое, но слишком мощное влияние.
Телевизор нужно смотреть с умом. Здесь необходима Привычка 3 эффективного самоуправления, наделяющая вас возможностью выбирать такие информационные, познавательные и развлекательные программы, которые наилучшим образом отвечают вашим целям и ценностям.
В нашей семье просмотр телепрограмм ограничен примерно семью часами в неделю, то есть в среднем одним часом в день. На семейном совете мы обсудили этот вопрос и проанализировали известные данные о том, какие неприятности происходят у некоторых людей из-за телевизора. Мы также осознали бесполезность просмотра так называемых "мыльных опер" и других низкопробных программ.
Однако я благодарен телевидению за то, что оно есть, и за те многие полезные образовательные и развлекательные программы, которые оно демонстрирует. Они способны обогатить нашу жизнь и помочь в достижении определенных целей и решении жизненных задач. Но существует множество других передач, оказывающих на нас негативное воздействие, если мы позволяем делать это. Подобно нашей телесной оболочке, телевидение — хороший слуга, но плохой хозяин. Нам необходимо руководствоваться на практике Привычкой 3 и эффективно управлять собой, чтобы максимально использовать все ресурсы для достижения своего предназначения.
Образование — постоянное обучение, тренирующее ум и расширяющее кругозор. Оно является критически важным процессом интеллектуального обновления. Иногда для этого требуется дисциплинирующее воздействие учебной аудитории или специальных учебных программ, но зачастую в этом нет необходимости. Проактивные люди способны самостоятельно найти множество способов для самообразования.
Исключительно важно развивать способность ума, наблюдать за собой со стороны и изучать свою собственную программу. В этом, по-моему, и заключается суть гуманитарного образования — уметь оценивать жизненные программы, сопоставляя их с более широкими ценностями и целями, а также с другими парадигмами. Обучение, не включающее в себя такое образование, сужает и замыкает интеллект, так что мотивы и посылки, лежащие в его основе, остаются неизученными. Вот почему так важно много читать, поддерживая духовный контакт с великими мыслителями.
Самый лучший способ регулярного развития интеллекта — выработка привычки читать хорошую литературу. Это еще один вид деятельности из квадранта ??, обладающий огромной подъемной силой рычага. Вы можете проникнуть в мысли самых великих людей человечества. Я рекомендую начать с чтения одной книги в месяц, потом в каждые две недели, а затем и каждую неделю. "Человек, который не читает, ничем не лучше человека, не умеющего читать".
Полезная литература, повышающая культурный уровень человека, способна расширять наши взгляды и затачивать интеллектуальную пилу, особенно если мы в соответствии с Навыком 5, читая, стремимся к пониманию. Если же мы особо не вникаем в смысл сказанного автором, а выносим быстрые суждения на основе собственного жизненного опыта, то ограничиваем для себя пользу от чтения.
Привычка писать — еще один прекрасный способ заточки интеллектуальной пилы. Ведение дневника, где вы записываете свои мысли, переживания и открытия, способствует ясности, точности и содержательности мышления. Хорошие письма — общение на содержательном уровне мыслей, чувств и идей, а не просто поверхностное перечисление произошедших событий, — повышают вашу способность ясно мыслить и логически рассуждать, а также умение эффективно добиваться того, чтобы вас понимали.
Другие формы интеллектуального обновления, связанные с Навыками 2 и 3, — организация и планирование. Они заключаются в том, чтобы мысленно начинать с конца и таким же образом организовывать процесс достижения поставленной цели. Это тренировка воображения, умения с самого начала видеть конечную цель и весь путь, ведущий к ней, — если не на уровне конкретных шагов, то хотя бы на уровне принципов.
Говорят, что войны выигрываются в генеральской палатке. "Заточка пилы" по первым трем направлениям — физическому, духовному и интеллектуальному — это деятельность, которую я называю "ежедневной личной победой". Я рекомендую вам каждый день выделять для этого один час — один час в день на всю оставшуюся жизнь.
Нет иного способа использовать его, который можно было бы по ценности и результатам сравнить с ежедневной личной победой. Она окажет влияние на все ваши отношения и на любое принимаемое решение; значительно повысит качество и эффективность всей жизни, даже ваш сон станет более глубоким и безмятежным; укрепит физические, духовные и умственные силы, что позволит вам справляться с трудными жизненными испытаниями.
Послушаем Филлипса Брукса:
"Когда-нибудь вам придется столкнуться с великим искушением или согнуться под тяготами жизни. Но истинная борьба происходит здесь и сейчас… Именно сейчас решается, потерпите вы жалкое поражение или одержите славную победу в день тяжких невзгод или искушений. Характер нельзя укрепить иначе, как путем упорных продолжительных усилий".
Социально-эмоциональное направление
Если физический, духовный и интеллектуальный факторы тесно связаны с Навыками 1, 2 и 3, центрированными на принципах самовосприятия, саморуководства и самоуправления, то социально-эмоциональное измерение сосредоточено на Навыках 4, 5 и 6, основанных на принципах межличностного руководства, эмпатического общения и творческого сотрудничества. Социальное и эмоциональное измерения нашей жизни тесно связаны между собой, поскольку наша эмоциональная жизнь развивается и проявляется преимущественно, но не исключительно, в отношениях с другими людьми.
Обновление социально-эмоционального фактора не требует времени в том смысле, как оно необходимо для других измерений. Мы можем осуществлять его в процессе обычного, ежедневного общения с другими людьми. Но усилия потребуются наверняка. Возможно, придется заставлять себя, так как многие из нас еще не достигли такого уровня личной и общественной победы, чтобы Навыки 4, 5 и 6 естественным образом проявлялись во всех наших взаимоотношениях с другими людьми.
Предположим, вы имеете для меня очень важное значение. Вы можете быть моим начальником, подчиненным, коллегой, другом, — словом, тем человеком, с которым я хочу или должен общаться. Предположим, нам нужно вместе работать, обсуждать насущные вопросы, решать общие проблемы. Но мы видим вещи по-разному — смотрим на мир сквозь разные очки. Вы видите молодую девушку, я — старуху.
Тогда, в соответствии с Навыком 4, я говорю вам: "Я вижу, что мы смотрим на эту ситуацию по-разному. Вы согласились бы продолжать наше общение до тех пор, пока мы не найдем решение, устраивающее нас обоих? Вы готовы к этому?" Большинство людей на этот вопрос отвечает утвердительно.
Тогда я перехожу к Навыку 5: "Сначала я бы хотел выслушать вас". И я слушаю вас не с целью ответить, я делаю это эмпатически, стараясь глубоко и всесторонне понять вашу парадигму. Когда я смогу выразить вашу точку зрения так же хорошо, как вы сами, я вернусь к своей и постараюсь донести ее до вас, чтобы и вы смогли понять меня.
На основе обоюдного стремления к поиску решения, устраивающего нас обоих, и достижению необходимого понимания точек зрения друг друга, мы переходим к Навыку 6 — начинаем работать над созданием третьей альтернативы, которая примирит обе стороны.
Успех Навыков 4, 5 и б — вопрос, главным образом, не интеллекта, а эмоций. Он в большой степени связан с вашим чувством внутренней безопасности.
Если чувство внутренней безопасности определяется источниками, расположенными внутри вас, значит, вы обладаете достаточной силой для применения привычек Личной Победы. Если же вы эмоционально уязвимы, то будь вы и семи пядей во лбу, применение Навыков 4, 5 и 6 в отношениях с людьми, чьи взгляды на важнейшие жизненные вопросы отличаются от ваших, будет представлять для вас угрозу.
Откуда берется чувство внутренней безопасности? Оно порождается не тем, что думают о вас другие люди, и, как они к вам относятся; оно не возникает из сценариев, которые вам навязывают извне; оно не обеспечивается внешними обстоятельствами или социальным положением.
Оно приходит изнутри, возникает из точных парадигм и правильных принципов, глубоко укоренившихся в вашем разуме и сердце, появляется тогда, когда вы привержены принципу "изнутри — наружу", живете цельной жизнью, то есть когда ваши повседневные привычки вполне соответствуют вашим основным жизненным ценностям.
Мне кажется, такая цельность жизни — главный источник чувства самоуважения. Я не согласен с теми популярными книгами об успехе, которые утверждают, будто самоуважение — это, главным образом, вопрос умонастроения, психологической установки, будто вы способны с помощью определенных психологических усилий привести себя в состояние душевной гармонии.
Душевная гармония возникает только тогда, когда жизнь гармонирует с истинными принципами и ценностями.
Чувство безопасности может возникать и как результат эффективной взаимозависимой жизни. Оно обеспечивается осознанием того, что взаимовыгодные решения все-таки существуют, а жизнь — это не всегда принцип "или-или", ведь есть взаимовыгодные третьи альтернативы. Вы способны глубоко понять другого человека, отстранившись при этом от своей точки зрения, но не отказываясь от нее совсем. Это чувство возникает, когда вы искренне стремитесь к творческому сотрудничеству с другими людьми и делом подкрепляете все свои привычки взаимозависимости.
Источником внутренней безопасности может стать служение и помощь другим людям, а также ваша работа, если вы чувствуете, что ваш творческий вклад действительно изменяет окружающий мир к лучшему. Еще один источник внутренней безопасности — анонимное служение, когда никто об этом не знает и, возможно, никогда не узнает. Для вас это не важно. Главное, что вы делаете других людей счастливее. Вашим мотивом становится влияние, а не признание заслуг. Виктор Франкль сосредоточил свое внимание на потребности человека в обретении смысла и предназначения для своей жизни, чего-то такого, что выходит за пределы его жизни и питается самой чистой и могущественной внутренней энергией человека. Суть идей недавно почившего доктора Ханса Селье, изложенных в его монументальном исследовании стресса, заключается в том, что долгая, здоровая и счастливая жизнь является результатом постоянного служения и осуществления важных дел, которые как самому человеку, так и улучшают жизнь других людей. Его этика такова: "Заслужи любовь ближнего". Вот что говорил по этому поводу Джордж Бернард Шоу:
"Истинная радость жизни — быть инструментом достижения цели, которую ты сам осознаешь как великую. Быть частью сил природы, а не маленьким, трясущимся, эгоистичным клубком болезней и напастей, жалующимся на мир за то, что он почему-то не стремится сделать тебя счастливым. Я придерживаюсь мнения, что моя жизнь принадлежит всему обществу, и пока я жив, моя главная цель — делать для него все, что в моих силах. Я хочу умереть полностью востребованным. Ведь чем напряженнее трудишься, тем больше живешь. Я радуюсь жизни. Жизнь для меня — не маленькая свечка, а огромный факел, который мне дано пронести какое-то время, и я хочу, чтобы он горел в моих руках как можно ярче, пока не настанет пора передать его грядущим поколениям".
Н. Элдон Таннер сказал: "Служение — это наша плата за привилегию жить на этой Земле". И способов служения существует очень много. Служим ли мы в церкви, благотворительной организации или занимаемся важной для общества коммерческой деятельностью, необходимо, чтобы каждый день мы были полезны хотя бы одному человеку и проявляли ничем не обусловленную любовь.