Связь поколений
СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
Обретенная нами с Сандрой в тот чудный год способность мудро использовать промежуток между стимулом и реакцией и применять четыре уникальных свойства человеческой природы укрепила наши отношения "изнутри — наружу".
До этого применяли подход "извне — вовнутрь". Мы любили друг друга и старались преодолевать трудности, управляя своими установками и поведением, используя технические приемы человеческого взаимодействия. Но вечно полагаться на "лейкопластырь" и "аспирин" невозможно. Пока мы взаимодействовали и общались на уровне своих застарелых парадигм, глубинные хронические проблемы оставались нерешенными.
Начав действовать "изнутри — наружу", мы смогли построить отношения доверия и открытости и найти средство решения наших противоречий. Из корней, которые мы питали, изучая свои программы, переписывая сценарии и управляя своей жизнью таким образом, чтобы находить достаточно времени для углубленного общения друг с другом, этого важнейшего действия из квадранта II, выросли прекрасные плоды — прекрасные отношения в духе взаимной победы, глубокое взаимопонимание и удивительная синергия.
Были и другие плоды. Мы смогли понять, что порой не отдавали себе отчета в том, что так же сильно влияли на жизнь своих детей, как в свое время это делали наши родители. Когда мы осознали силу навязанного кем-то сценария, нам захотелось руководствоваться в отношениях с будущими поколениями лишь правильными принципами.
В этой книге я уделил особое внимание тем навязываемым нам сценариям, которые необходимо проактивным образом менять. Но пристальнее изучив свои сценарии, многие из нас обнаружат среди них прекрасные, вполне позитивные программы, которые в свое время были переданы нам предыдущими поколениями и которые мы приняли как само собой разумеющееся. Подлинное самоосознание помогает нам по достоинству оценить их и тех людей, которые воспитывали нас на основе правильных принципов, предоставив возможность совершенствоваться и дальше.
Крепкая семья, учитывающая опыт нескольких поколений, обладает определенной внутренней энергией. Эффективно взаимозависимая семья — дети и родители, дедушки и бабушки, тети и дяди, кузены и кузины — может быть мощной силой, помогающей людям осознать, кто они такие, откуда пришли и что для них главное.
Очень важно, чтобы дети сравнивали себя со своим родом, чувствовали, что их знают и о них заботятся многие люди, даже если они рассеяны по всему миру. И это может стать бесценным подспорьем в вашей заботе о собственной семье. Если кто-то из ваших детей испытывает жизненные затруднения, а вас не оказалось рядом, он сможет обратиться за поддержкой к вашему брату или сестре, которые временно заменят ему отца или мать, станут наставниками и образцами для подражания.
Дедушки и бабушки, принимающие активное участие в жизни своих внуков, принадлежат к числу самых близких для них людей. Каким чудным позитивным социальным зеркалом они могут быть! Такова и моя мать. Даже сейчас, когда ей далеко за восемьдесят, она проявляет глубочайший интерес к жизни каждого из своих потомков. Она пишет нам письма, полные любви. Недавно я читал одно из таких писем, и у меня по щекам текли слезы. Когда я ей ни позвоню, она всегда говорит: "Стивен, я хочу, чтобы ты знал, как я люблю тебя и считаю замечательным человеком". Она верит в нас и подкрепляет нашу веру в себя.
Крепкая семья, связывающая несколько поколений, является образцом самых плодотворных, обогащающих и доставляющих удовлетворение взаимозависимых отношений. И многие люди чувствуют важность этого. Как мы все были очарованы "Корнями" несколько лет назад! Корни есть у каждого из нас. Каждый способен найти их, узнать о своих предках.
Самый высокий и мощный мотив, побуждающий заниматься этим, заключается в том, что это необходимо для наших потомков, последующих поколений всего человечества. Кто-то когда-то сказал: "Своим детям мы можем завещать в наследство лишь две непреходящие вещи: корни и крылья".
СТАНЬТЕ "ПЕРЕХОДНЫМ'' ЧЕЛОВЕКОМ
Я думаю, что передать своим детям и другим людям будущих поколений "крылья" — значит, кроме всего прочего, наделить их свободой подняться над теми негативными сценариями, которые были переданы нам. Необходимо стать "переходным человеком", по выражению моего друга и коллеги доктора Терри Уорнера. Вместо того чтобы передавать эти сценарии следующим поколениям, мы можем изменить их. И делая это, способны одновременно укреплять отношения.
Если ваши родители плохо обращались с вами в детстве, это вовсе не значит, что вы должны делать то же самое со своим ребенком, хотя есть множество свидетельств подобной склонности следовать такому сценарию. Будучи проактивным, вы способны переписать этот сценарий. Вы можете принять решение не только не обижать своих детей, но и всячески поддержать их, предлагая позитивный сценарий.
Такое отношение весьма ценно для вашей формулы предназначения. Вы можете визуализировать себя живущим в гармонии с ним и одерживающим ежедневные личные победы. Вы способны предпринять шаги к тому, чтобы полюбить и простить своих родителей, а если они еще живы, то и восстановить с ними позитивные отношения, предварительно поняв их.
В ваших силах остановить тенденцию, переходящую в вашем роду из поколения в поколение. Вы "переходный" человек — связующее звено между прошлым и будущим. Изменив себя, вы можете повлиять на многие судьбы грядущих поколений.
Один из самых выдающихся "переходных" людей двадцатого века Анвар Садат оставил нам в наследство глубокое понимание того, что составляет природу перемен. Он стоял между прошлым, создавшим огромную стену недоверия, страха, ненависти и взаимного непонимания между арабами и израильтянами, и будущим, в котором разрастание конфликта и усиление изоляции казались неизбежными. Все попытки переговоров наталкивались на возражения сторон по любому поводу — из-за пустых формальностей, из-за процедурных вопросов и даже какой-нибудь жалкой запятой в тексте проекта соглашения.
В то время как другие пытались разрешить эту напряженную ситуацию, обрывая листья, Садат, опираясь на собственный опыт, обретенный в одиночной тюремной камере, взялся за корень проблемы. И сделав это, изменил ход истории для миллионов людей.
В автобиографии он пишет:
"Тогда я почти бессознательно обратился к внутренней силе, которую развил в себе, сидя в камере № 54 центральной каирской тюрьмы, — к силе, которую можно назвать талантом или способностью к переменам. Я понял, что столкнулся с очень сложной ситуацией, которую нет никакой надежды изменить, пока я не вооружусь необходимыми психологическими и интеллектуальными средствами. Размышления о жизни и человеческой природе, которым я предавался в заточенной, подсказали мне, что человек, неспособный изменить собственный образ мышления, никогда не сможет изменить реальность и, следовательно, никогда не добьется прогресса".
Перемены — настоящие перемены: — происходят изнутри — наружу. Они не достигаются изменением установок и поведения с помощью быстродействующих технических приемов этики личности. Менять нужно корни — образ мышления, Основополагающие парадигмы, определяющие ваш характер и создающие призму, сквозь которую вы смотрите на мир. Прислушаемся к Амьелю:
"Нравственную истину можно постичь с помощью мысли. Ее можно прочувствовать, пожелать жить в согласии с ней. Но она, пусть вы даже проникла в нее со всех этих сторон и овладели ею, все еще ускользает от нас. Наше внутреннее бытие, сущность, природа располагаются гораздо глубже нашего сознания. Лишь те истины, которые достигли этой глубины, которые естественным образом — по нашей воле или непроизвольно», осознанно или неосознанно — стали частью нас самих, составляют нашу жизнь, а не просто принадлежат нам. Пока мы способны различить сколь угодно малое пространство, разделяющее нас и истину, мы остаемся вне истины. Размышления о жизни, ощущение жизни, осознание жизни могут еще и не быть ею. Таким образом, цель жизни — уподобиться божественному. Только тогда мы можем сказать, что обладаем истиной и никогда ее не утратим. Она уже не вне нас и даже не внутри нас: мы и есть истина, а истина есть мы".
Достижение единства с собой, со своими близкими, друзьями и коллегами — это самый драгоценный, желанный и вкусный плод Семи Привычек. большинству из нас в прошлом доводилось время от времени вкушать его, как и пробовать горькие плоды разобщенности, так что мы знаем, каким драгоценным и хрупким является единство.
Ясно, что воспитать в себе воистину цельный характер и жить в любви и служении — дело нелегкое. Этого быстро не добьешься.
Но это возможно. Все начинается с желания сделать центром своей жизни правильные принципы, разорвать парадигмы, порождаемые другими центрами, и вырваться из зоны комфорта недостойных привычек.
Порой мы совершаем ошибки, испытываем неловкость. Но если мы начинаем с ежедневной личной победы и действуем изнутри — наружу, результаты непременно появятся. Посадив семя и терпеливо ухаживая за ним, мы вскоре начнем с радостью наблюдать развитие ростка, а затем сможем насладиться несравненным вкусом плодов гармоничной, эффективной жизни.
Я еще раз процитирую Эмерсона:
"То, что мы делаем постоянно, делать становится все легче, и не потому, что меняется природа задачи, а потому, что повышается наша способность ее выполнять".
Центрируя свою жизнь на правильных принципах и поддерживая баланс между непосредственной деятельностью и развитием способности действовать (баланс П/ИП), мы обретаем дополнительные возможности для решения задачи создания эффективной, полезной и счастливой жизни — для себя и для своих потомков.
От автора
В завершение этой книги я хотел бы поделиться с вами мыслями о том, что является источником правильных принципов. Я убежден, что правильные принципы — это естественные законы. Их источником, как и источником нашей совести, является Бог — наш общий Отец и Создатель. Я верю, что чем выше степень согласия человека с этой окрыляющей совестью, тем в большей степени он может реализовать свои природные возможности — и наоборот.
Я верю, что некоторые стороны человеческой природы не подвластны ни букве закона, ни образованию, они подвластны лишь Божественной силе. Я считаю, что мы как человеческие существа не способны совершенствовать себя. Но в той степени, в какой мы руководствуемся правильными принципами, мы получаем божественные дары,
позволяющие нам исполнять то, ради чего мы были созданы. Говоря словами Тейяра де Шардена, "мы не человеческие существа, обладающие духовным опытом, а духовные существа, обладающие человеческим опытом".
Мне также приходится бороться со многими из тех проблем, которыми я поделился с вами на страницах этой книги. Но данная борьба стоит затрачиваемых на нее усилий. Она придает смысл моей жизни, наделяет силой любить, служить и предпринимать новые попытки.
Я еще раз повторю слова Т. С. Элиота, который так красиво выразил мои открытия и убеждения:
"Мы не должны прекращать наши поиски, и в конце концов окажемся там, где начинали, и впервые познаем это место".
Приложение В
РАБОЧИЙ ДЕНЬ В КВАДРАНТЕ 2
Нижеследующее упражнение и его анализ призваны помочь вам увидеть воздействие парадигмы квадранта II на рабочую атмосферу.
Предположим, вы директор по маркетингу крупной фармацевтической фирмы. Начинается ваш обычный рабочий день, и вы, просматривая перечень предстоящих дел, оцениваете, какое время займет каждое из них.
Вот как выглядит список этих дел без определения приоритетов:
1. Вы хотели бы пообедать с генеральным менеджером (1—1,5 часа).
2. Накануне вам было поручено составить бюджет на рекламу в средствах массовой информации на будущий год (2—3 дня).
3. У вас скопилось слишком много неразобранных входящих документов (1—1,5 часа).
4. Вам нужно обсудить с менеджером по сбыту уровень продаж за прошлый месяц. Его кабинет рядом с вашим (4 часа).
5. Вам необходимо составить несколько писем, на срочности которых настаивает ваш секретарь (1 час).
6. Вам бы хотелось просмотреть медицинские журналы, лежащие у вас на столе (0,5 часа).
7. Вам нужно подготовить выступление на собрании торговых агентов, которое намечено на будущий месяц (2 часа).
8. Ходят слухи, что последняя партия продукта "X" не прошла контроль качества (0,5 часа).
9. Звонил кто-то из Управления по надзору за качеством продуктов питания и лекарств и просил, чтобы вы перезвонили ему по поводу продукта "X" (0,5 часа).
10. На два часа дня назначено заседание совета директоров, но вы не знаете, по какому поводу (1 час).
А теперь потратьте несколько минут и попробуйте на основе знаний, приобретенных вами при изучении Привычек 1, 2 и 3, эффективно спланировать свой рабочий день.
Предложив вам распланировать только один день, я автоматически исключил более широкий контекст недели, весьма существенный для четвертого поколения управления временем. Но вы сможете убедиться в силе принцип-центричной парадигмы квадранта II даже в контексте одного девятичасового промежутка времени.
Совершенно очевидно, что большинство пунктов в списке относятся к квадранту I. Все они, за исключением пункта шестого (просмотра медицинских журналов), представляются важными и срочными.
Если бы вы опирались на третье поколение управления временем, предполагающее выбор приоритетов среди ценностей и целей, вы бы воспользовались соответствующей таблицей и напротив каждого пункта поставили определенную букву, скажем, А, Б, или С, а затем возле каждой буквы — номер 1, 2, 3. Кроме того, вы бы учли различные обстоятельства, например, в какое время удастся застать на месте нужных людей или сколько времени может потребовать обед с генеральным менеджером, и на их основе распланировали бы свой рабочий день.
Многие из приверженцев третьего поколения управления временем, которым предлагается это задание, действуют именно так. Они планируют дела в соответствии с четко сформулированными предположениями и выполняют их или, по крайней мере, приступают к выполнению большинства из них, а остальное откладывают на следующий день или на какое-то другое время.
Например, большинство людей указывает, что в период между восемью и девятью часами утра они занялись бы выяснением повестки заседания совета директоров, чтобы можно было к нему подготовиться, договорились об обеде с генеральным менеджером и позвонили в FDA. Они также планируют час или два посвятить беседе с менеджером по продажам, наиболее важной и срочной корреспонденции и проверке слухов о последней партии препарата "X", которая якобы не прошла контроль качества. Остаток времени посвящается подготовке к обеду с генеральным директором и/или к намеченному на два часа заседанию совета директоров или решению каких-то проблем, выявленных в связи с продуктом "X" или уровнем продаж за последний месяц.
Послеобеденное время обычно посвящается завершению вышеупомянутых дел, если они не были закончены, и/или попытке закончить работу с остальными наиболее важными и срочными письмами, разобрать переполненную корзину входящих документов и справиться с другими важными и срочными делами, которые могут возникнуть в течение дня.
Большинство людей считает, что составление рекламного бюджета на будущий год и подготовку к собранию торговых агентов, которая состоится в следующем месяце, можно было бы отложить на другой день, не столь загруженный делами из квадранта I. Оба эти вопроса, связанные с мышлением на перспективу и долгосрочным планированием, явно относятся к квадранту II. Просмотр медицинских журналов как и прежде откладывается, поскольку это дело из квадранта II, и, кроме того, оно явно уступает по важности двум только что упомянутым.
Таков типичный образ мышления тех, кто привержен третьему поколению управления временем, хотя конкретная последовательность действий может варьироваться.
Каким был ваш подход при составлении графика предложенных дел? Был ли он аналогичен подходу третьего поколения, или вы применили подход четвертого поколения, основанный на парадигме квадранта II? (См. матрицу управления временем на стр. 151).
Подход, ориентированный на квадрант II
Давайте рассмотрим предложенный список дел, опираясь на парадигму квадранта II. Это всего лишь один из возможных сценариев. Приемлемы и другие варианты, отвечающие данной парадигме, но этот пример является хорошей иллюстрацией соответствующего образа мышления.
Как приверженец стиля управления временем, опирающегося на квадрант II, вы понимаете, что большая часть П-деятельности сосредоточена в квадранте I, а большая часть ИП-деятельности — в квадранте II. Вам известно, что единственная возможность успешно справляться с делами из квадранта I состоит в том, чтобы уделять достаточное внимание квадранту II, занимаясь предотвращением кризисов и поиском благоприятных возможностей и имея мужество сказать "нет" деятельности из квадрантов III и IV.
Заседание совета директоров, назначенное на два часа дня. Предположим, что это заседание не имеет повестки дня или вы не можете ознакомиться с ней до начала совещания. Такое случается, к сожалению, довольно часто. Участники приходят на совещание неподготовленными и вынуждены импровизировать. На таких заседаниях, как правило, напрочь отсутствует какая-либо организация, и присутствующие фокусируются главным образом на срочных и важных делах из квадранта I, о которых они зачастую плохо осведомлены. Это обычно оборачивается пустой тратой времени, которая не приносит ощутимых результатов и лишь тешит тщеславие начальства.
Вопросы из квадранта II в повестке дня большинства таких заседаний обычно относятся к категории "разное". А поскольку, в соответствии с законом Паркинсона, "работа заполняет все отведенное для нее время", на обсуждение "разного" его, как правило, не остается. А если и остается, присутствующие уже так измотаны и загружены насущными проблемами из квадранта I, что уже не в силах уделять внимание чему-то еще.
Поэтому, чтобы сосредоточиться на квадранте II, вы могли бы для начала вникнуть в повестку дня этого заседания и поставить вопрос о повышении его эффективности. Вы можете потратить утром час-другой на подготовку к выступлению, даже если вам дадут лишь несколько минут, в течение которых вам необходимо возбудить у присутствующих желание послушать более обстоятельное сообщение на эту тему на следующем заседании. В своем выступлении сосредоточьтесь на том, что каждое совещание должно иметь четко сформулированную цель и продуманную повестку дня, в которую любой из участников мог бы внести свои предложения. Окончательная повестка дня должна утверждаться председателем совета директоров и концентрироваться прежде всего на вопросах из квадранта II, решение которых обычно требует более творческого подхода, в отличие от вопросов из квадранта I, предполагающих в большей степени механическое мышление.
В своем выступлении вам также необходимо подчеркнуть важность того, чтобы после каждого заседания всем незамедлительно рассылался протокол с указанием конкретных заданий и сроков их выполнения. Эти вопросы затем должны включаться в повестки дня будущих заседаний, и их следует рассылать участникам заранее, чтобы у каждого было достаточно времени на подготовку.
Вот что вы могли бы сделать всего лишь по одному пункту плана — заседанию совета директоров, рассмотрев его с точки зрения квадранта II. Это требует высокого уровня проактивности, в том числе достаточного мужества, чтобы бросить вызов своим устаревшим представлениям и поставить под сомнение целесообразность столь жесткого планирования вообще. При этом необходимо проявить чуткость к интересам других людей, чтобы избежать атмосферы кризиса, которая часто присуща такого рода заседаниям.
Подобный стиль мышления можно применить почти к каждому пункту нашего списка, за исключением, пожалуй, звонка в FDA.
Звонок в FDA. Учитывая важность поддержания хороших отношений с FDA, вы позвоните туда утром, чтобы иметь возможность своевременно справиться со всеми проблемами, которые могут вскрыться в ходе разговора. Перепоручить этот звонок кому-то нежелательно, поскольку вы имеете дело с другой организацией, которая может быть привержена культуре квадранта I. К тому же перезвонить просили именно вас, а не кого-то иного.
Будучи членом совета директоров своей организации, вы вправе напрямую воздействовать на ее культуру, но ваш круг влияния, вероятно, еще недостаточно широк, чтобы вы могли реально повлиять на культуру FDA, поэтому вы просто подчиняетесь их требованиям. Если обнаружится, что проблема, вскрытая в ходе телефонного разговора, имеет устойчивый или хронический характер, вы можете подойти к ее решению с позиций квадранта II, постаравшись предотвратить возникновение подобных вопросов в будущем. Чтобы использовать представившуюся возможность преобразить качество взаимоотношений с FDA или осуществить необходимые меры по недопущению подобных проблем в будущем, вам опять же потребуется значительный уровень проактивности.
Обед с генеральным менеджером. В совместном обеде с генеральным менеджером вы могли бы увидеть редкую возможность обсуждения в неформальной обстановке некоторых долгосрочных вопросов из квадрата II. Для этого вы можете уделить утром от тридцати минут до часа на основательную подготовку или просто предпочесть провести время в приятном общении и ограничиться тем, что внимательно слушать, даже не имея какого-либо плана. Любой из этих вариантов может оказаться прекрасной возможностью для укрепления ваших отношений с генеральным менеджером.
Подготовка рекламного бюджета. К выполнению этого пункта плана вы могли бы привлечь двух-трех своих помощников, наиболее тесно связанных с подготовкой рекламного бюджета, и попросить их подготовить свои рекомендации в виде готового к подписанию документа или очертить два-три хорошо продуманных варианта предложений, из которых вы могли бы выбрать наиболее подходящий с учетом их последствий. Это может занять примерно час рабочего времени: необходимо наметить желаемые результаты, оговорить основные правила, ресурсы, отчетность и последствия. Однако, посвятив это время данной работе, вы ознакомитесь с компетентным мнением заинтересованных людей, которые могут иметь разные точки зрения. Если вы раньше не применяли такой подход, возможно, вам придется потратить дополнительное время на то, чтобы объяснить своим коллегам, в чем он заключается, что именно вы понимаете под "готовым к подписанию документом", как достичь синергии, опираясь на различия, и насколько важен поиск альтернативных вариантов и прогноз возможных последствий.
"Входящие" документы и корреспонденция. Вместо того чтобы заниматься кипами входящих документов, вы могли бы потратить некоторое время (полчаса или час) на обучение своего секретаря, чтобы он в дальнейшем мог сам управляться с ними, а также с корреспонденцией, которая в вашем плане отмечена как пятый пункт. Это
обучение может продолжаться несколько недель или даже месяцев, пока ваш секретарь не научится настраиваться на результат, а не на методы.
Вы могли бы, например, научить своего секретаря просматривать все входящие документы и письма, анализировать их и самостоятельно управляться с ними, насколько это возможно. Вопросы, которые он не в состоянии решить сам, должны быть тщательно проанализированы в соответствии с приоритетами и представлены вам с сопроводительной запиской. Таким образом, через несколько месяцев ваш секретарь или помощник сможет самостоятельно управляться с 80—90 процентами входящей документации, причем зачастую гораздо лучше, чем вы сделали бы это сами. Ведь, как правило, все ваши мысли сосредоточены на возможностях квадранта II, а не путаются в проблемах из квадранта I.
Менеджер по сбыту и уровень продаж за прошлый месяц. Возможный подход к пункту номер четыре с позиции квадранта II состоит в том, чтобы вы проанализировали свои отношения с менеджером по сбыту и существующее между вами соглашение о сотрудничестве, проверив, используется ли в них принцип квадранта II. Здесь мы не уточняем, о чем конкретно вам нужно поговорить с менеджером по сбыту, но если предположить, что речь пойдет о проблеме из квадранта I, вы могли бы применить к ней как подход квадранта II, воздействующий на хроническую природу проблемы, так и подход квадранта I, нацеленный на решение незначительных задач.
Вероятно, вы могли бы научить своего секретаря решать подобные дела без вашего участия, доводя до вас лишь ту информацию, которую вам необходимо знать. Это может потребовать определенной работы «c менеджером по сбыту и другими подотчетными вам сотрудниками, работы, относящейся к квадранту II и направленной на то, чтобы они поняли, что ваша главная функция — руководство, а не управление. Вы можете убедить их, что с вашим секретарем они могут решать проблемы даже успешнее, чем с вами, предоставив вам время для руководства, т. е. решения вопросов из квадранта II.
Если вы опасаетесь, что менеджер по сбыту может обидеться на то, что ему придется иметь дело с секретарем, а не лично с вами, вам следует начать процесс укрепления взаимоотношений с ним, чтобы у него постепенно сформировалось доверие к наиболее благотворному для вас обоих подходу, связанному с квадрантом II.
Просмотр медицинских журналов. Чтение медицинских журналов — это деятельность, относящаяся к квадранту II, которую вы, возможно, предпочли бы отложить на потом. Но ваша долгосрочная профессиональная компетентность и уверенность в себе могут в значительной мере зависеть от степени вашего знакомства с последними публикациями. Поэтому вы могли бы включить этот вопрос в повестку дня ближайшего совещания со своими сотрудниками и предложить им сделать регулярное чтение медицинских журналов традицией. Сотрудники могут систематически изучать различные профильные журналы и на следующих собраниях вкратце пересказывать другим их содержание. Помимо этого, они могут обеспечивать своих коллег важнейшими статьями и выдержками, с которыми должен ознакомиться каждый.
Подготовка к собранию торговых агентов, запланированному на следующий месяц. В отношении пункта 7 возможный подход, связанный с квадрантом II, может состоять в следующем: вы собираете небольшую группу своих подчиненных и поручаете им тщательно проанализировать потребности торговых агентов. Вы можете дать им задание представить вам свои рекомендации в строго определенный срок — через неделю или десять дней, — чтобы у вас было достаточно времени для их анализа и внедрения. Для этого им, возможно, придется провести опрос всех торговых агентов, чтобы выявить их реальные заботы и потребности, или же они могут сделать это выборочно, составив на
его основе осмысленную повестку дня предстоящего собрания и заблаговременно разослав ее всем участникам, чтобы они успели подготовиться к совещанию и могли активно в нем участвовать.
Вы можете поручить подготовку этого собрания небольшой группе подотчетных вам людей, представляющих различные точки зрения и знающих специфические аспекты проблем торговли. Пусть они после творческого и конструктивного обсуждения этих проблем между собой представят вам необходимые рекомендации. Если они не привыкли к такого рода заданиям, вы можете потратить часть времени на то, чтобы проинструктировать, воодушевить их, показать, почему вы используете именно такой подход и чем он выгоден для них. Делая это, вы начинаете приучать своих подчиненных мыслить на перспективу, быть ответственными за достижение результатов, творчески взаимодействовать друг с другом на взаимозависимой основе и качественно выполнять работу точно в срок.
Продукт "X" и контроль качества. Теперь обратимся к пункту восьмому, связанному с продуктом "X", который не прошел контроль качества. Подход, связанный с квадрантом II, в данном случае может заключаться в изучении этой проблемы на предмет того, имеет ли она хронический, устойчивый характер. Если это так, вы могли бы поручить кому-нибудь провести ее тщательный анализ и представить вам соответствующие рекомендации или же самостоятельно принять и доложить вам о результатах.
Конечный итог этого рабочего дня, проведенного в квадранте II, состоит в том, что вы большую часть своего времени занимались делегированием полномочий — обучением, подготовкой к выступлению на совете директоров — и сделали всего лишь один телефонный звонок и продуктивно пообедали. Когда вы применяете подход, связанный с долгосрочным укреплением ИП, есть надежда, что уже через несколько недель или месяцев вам не придется сталкиваться с проблемой планирования срочных проблем из квадранта I.
Проанализировав предложенный здесь подход, вы, возможно, назовете его излишне идеалистичным и спросите: неужели приверженцы подхода, связанного с квадрантом II, никогда не оказываются в квадранте I?
Конечно, данный пример идеализирован. Но эта книга не о привычках высоконеэффективных людей — она о привычках высокоэффективных людей. А быть высокоэффективным человеком — это как раз тот идеал, к которому надо стремиться.
Конечно же, вам придется уделять время и квадранту I. Даже самые лучшие планы действий в квадранте II порой не реализуются. Но квадрант I можно в значительной мере сократить, чтобы не находиться постоянно в стрессовой, кризисной обстановке, которая негативно сказывается как на вашем здравомыслии, так и на вашем здоровье.
Безусловно, все это потребует от вас терпения и настойчивости, и, вполне возможно, вы пока еще не сможете применить подход квадранта II ко всем или большинству названных пунктов. Но сумев сделать первые шаги в отношении хотя бы некоторых из них и тем самым поспособствовать окружающим и самому себе развить умонастроение, ориентированное на квадрант II, вы со временем достигнете качественного улучшения.
Опять же я допускаю, что в условиях семьи или небольшого предприятия подобное делегирование полномочий может оказаться невозможным. Однако это не отменяет важности настройки мышления на квадрант II, которое позволяет находить интересные творческие решения проблем внутри вашего круга влияния и уменьшает количество кризисных ситуаций из квадранта I за счет инициативы из квадранта II.