Навык межличностного лидерства
4. Навык межличностного лидерства
Рассуждайте в плане "побеждаю и я, и другие"
«Мы нашли для Золотого правила нравственности место в нашей памяти; теперь давайте найдем для него место в нашей жизни».
Эдвин Маркхэм.
Однажды меня пригласили проконсультировать компанию, чей президент был сильно озабочен отсутствием у его подчиненных желания работать.
— Корень зла, Стивен, — сокрушался президент, — в их непомерном эгоизме. Они не хотят проявлять инициативу. Иначе мы бы выпускали намного больше продукции. Вы можете создать программу человеческих отношений, которая помогла бы нам решить проблему?
— В чем вы видите проблему: в людях или неправильных отношениях?
— Смотрите сами, — ответил он.
Я посмотрел. И, действительно, обнаружил вопиющий эгоизм, нежелание сотрудничать, внутреннее сопротивление распоряжениям администрации, склоку. Увидел иссякший счет в Банке Эмоций, чрезвычайно низкий уровень доверия. Но я не сдавался.
— Давайте смотреть в корень. Почему ваши служащие не хотят идти навстречу друг другу? Какова премия за отказ от сотрудничества?
— Никакой, — президент был весьма удивлен.— Вознаграждение полагается как раз за сотрудничество.
— Неужели?
На стене за его спиной висел обычно прикрытый шторкой плакат с изображением беговых лошадей, приготовившихся к старту. На каждой лошадиной морде была наклейка с лицом одного из менеджеров. А в конце беговой дорожки — рекламный щит: Бермудские острова, лазурное небо, кудрявые облака и влюбленная парочка на пляже с белым песком. Сказка!
Раз в неделю президент собирал менеджеров у себя в кабинете и призывал к сотрудничеству:
— Давайте дружно работать ради общей цели! Мы же заработаем уйму денег! — Потом он отдергивал шторку и демонстрировал «произведение искусства».— Ну, кто хочет заслужить поездку на Бермуды?
Это было все равно что призывать один цветок расти и цвести, а поливать другой. Или сказать: «Пока моральный климат не изменится, увольнения будут продолжаться». И он еще добивался сотрудничества! Хотел, чтобы его подчиненные дружно работали в унисон, делили общие взгляды, прилагали усилия. Но по существу — настраивал их друг против друга. Успех одного менеджера означал неуспех остальных.
Как это часто бывает в бизнесе, семье и вообще в человеческих отношениях, проблема упиралась в недоброкачественную парадигму. Президент пытался собрать урожай дружбы и взаимопомощи с бранного поля соперничества. А когда это не получилось, захотел получить методику, программу, панацею — средство заставить подчиненных дружить и кооперироваться.
Но нельзя изменить плоды, не меняя корней. Работать над «программой» отношений между сотрудниками в данном случае было бы рубить «веточки». Вместо этого мы сосредоточили усилия на принципиально новом способе заинтересовать сотрудников и усовершенствовать компанию в целом путем создания совершенно иной системы информации и вознаграждения, которая действительно поощряла бы сотрудничество.
Неважно, кто вы: президент компании или швейцар, — в тот самый момент, когда вы сделали шаг от независимости к взаимозависимости, вы сделали шаг на пути к реализации роли лидера. От вас зависит благополучие других людей. А навык эффективного межличностного руководства сводится к установке на Выигрыш/Выигрыш.
ШЕСТЬ МОДЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Выигрыш/Выигрыш (В/В) — не метод, не тактический прием. Это — общая философия человеческого взаимодействия. А вот остальные пять моделей:
Выигрыш/Проигрыш — В/П;
Проигрыш/Выигрыш — П/В;
Проигрыш/Проигрыш — П/П;
Выигрыш — В;
Выигрыш/Выигрыш или Сделка Отменяется — В/В или СО.
Выигрыш/Выигрыш
Выигрыш/Выигрыш — это образ мыслей и чувств, при котором индивид настойчиво добивается общего блага — во всех человеческих взаимодействиях. В/В означает, что договоры и решения одинаково выгодны для всех заинтересованных лиц. При установке на В/В обе стороны довольны решением и увлечены планом работ. Выигрыш/Выигрыш — это взгляд на жизнь не как на арену борьбы, а как на область сотрудничества. Большинство людей склонны мыслить в категориях дихотомии, то есть противопоставления: сильный — слабый, добрый — жестокий, победа или поражение. Но такой способ мышления изначально ущербен. В его основе лежат власть, сила, социальное положение — что угодно, только не принципы. Тогда как установка на В/В основана на убеждении, что «всем хватит», успех одного может быть достигнут не за счет другого.
Выигрыш/Выигрыш — это вера в Третье Решение. Не «по-моему», но и не «по-твоему». Существует третий — гораздо более достойный — выход из положения.
Выигрыш/Проигрыш
Одна из альтернатив установке на Выигрыш/Выигрыш — установка на Выигрыш/Проигрыш, парадигма «бегов» с перспективой отдыха на Бермудах. Смысл таков: «если я выиграл, ты проиграл».
Если говорить о стиле руководства, Выигрыш/Проигрыш означает: «будет по-моему, а не по-твоему». Люди с менталитетом Выигрыш/Проигрыш используют любые преимущества: власть, общественное положение, связи, собственность и силу характера — чтобы поставить на своем, продемонстрировать свое превосходство.
Большинство людей впитывает эту установку чуть ли не с молоком матери. Самое первое и самое важное влияние на нас оказывает семья. Если родители сравнивают одного ребенка с другим и от результатов этого сравнения зависит объем понимания, терпения и ласки, у детей неизбежно развивается менталитет Выигрыш/Проигрыш. Всякий раз, когда проявление любви ставят в зависимость от выполнения тех или иных условий, тем самым дают понять: сами по себе вы ничего не стоите. Ваши достоинства — не внутри, а вне вас; цена вашей личности определяется в ходе соревнования.
Что в этом случае происходит с юным сознанием и нежным, страшно ранимым сердцем маленького существа, отчаянно зависящего от любви и моральной поддержки взрослых? Ребенок усваивает менталитет Выигрыш/Проигрыш.
«Если я стану вести себя лучше брата, родители будут больше меня любить».
«Меня любят меньше, чем мою младшую сестру. Наверное, я хуже нее».
Следующий этап такого «программирования» — отношения с детским коллективом. Ребенок прежде всего нуждается в признании и одобрении со стороны родителей, а уж затем — в признании и одобрении других детей: братьев, сестер, товарищей. А мы знаем, какими жестокими бывают дети. Зачастую они принимают или не принимают новичка в компанию в зависимости от того, насколько он соответствует их «нормам», — и тем самым закрепляют установку на Выигрыш/Проигрыш.
Дальше идет школа. «Нормальная дистрибутивная кривая» показывает: вы получаете отметку А, потому что другой получает
Б. Ценность каждого познается в сравнении. Внутренние свойства личности ничего не значат: признание дается в награду за внешние достижения.
— Как приятно встретить вас на собрании АУР (Ассоциация Учителей и Родителей.)! Вы можете по праву гордиться вашей дочерью Кэролайн. Она вошла в первые десять процентов!
— Я очень рад.
— Зато с Джонни дела обстоят не лучшим образом. Его угораздило попасть в последние двадцать пять процентов.
— В самом деле? Какой ужас! Что же нам делать?
«За кадром» этого разговора остается тот факт, что, возможно, Джонни жмет на все восемь цилиндров, в то время как Кэролайн обходится четырьмя из восьми. Но людей судят не с точки зрения их врожденного потенциала, его наиболее полного использования. Их сравнивают с другими. Отметки — знаки общественной ценности: они открывают перед вами двери или же захлопывают их перед самым носом. Состязательность, а не сотрудничество, лежит в основе современной педагогики. Сотрудничество для многих ассоциируется с сообщничеством, то есть жульничеством.
Еще один «программист» — спорт, особенно для юношей в студенческие годы, когда у них развивается убеждение, что жизнь — это «большая игра», где количество плюсов и минусов всегда одинаково и, стало быть, общая сумма неизменно равняется нулю. Выигрыш одного означает проигрыш другого. Победа неотделима от поражения.
Следующий источник менталитета Выигрыш/Проигрыш — закон. Мы живем в сутяжническом обществе. Попав в беду, большинство думает о том, как бы предъявить кому-нибудь иск, «выиграть» за чей-то счет. Но мозг в состоянии обороны (или нападения) не способен ни к творчеству, ни к полноценному сотрудничеству.
Конечно, без законов не обойтись, без них общество развалится. Правосудие способствует выживанию, но не сплочению людей. В лучшем случае оно ведет к компромиссу. В основе правосудия лежит концепция соперничества. Последние попытки побудить юристов и юридических институтов сконцентрировать усилия на «мирных переговорах», методика Выигрыш/Выигрыш и существование частных судов вряд ли станут окончательным решением проблемы, однако свидетельствуют о ее осознании.
Разумеется, в ситуациях, требующих состязательности, или в атмосфере недоверия установка Выигрыш/Проигрыш может прийтись ко двору. И все-таки жизнь — не стадион. Мы не обязаны то и дело вступать в «борьбу» с супругом, детьми, сослуживцами, соседями и друзьями. «Кто победитель в вашем браке?»— не правда ли, звучит нелепо? Если не удается выиграть обоим, оба в проигрыше.
Мы живем во взаимозависимом мире. Жизненно важные результаты достигаются благодаря сотрудничеству. А менталитет Выигрыш/Проигрыш сводит его на нет.
Отель «Петровский» в Переславле Залесском
Меню
- На главную
- От внутреннего к внешнему
- Власть стереотипа
- Видение и бытие
- Принцип развития и шанса
- Новый уровень мышления
- Стадии зрелости
- Что такое эффективность
- Как читать эту книгу
- Социальное зеркало
- Что такое проактивность
- Субъект или объект действия
- Проактивный фокус
- Палка о двух концах
- Все имеет два творения
- Личное послание
- Альтернативные центры
- Ориентации человека
- Ориентации - продолжение
- Могущество независимой воли
- Механизм квадранта 2
- Контроль
- Шесть основных вкладов
- Порядочность
- Законы любви и жизни
- Навык межличностного лидерства
- Проигрыш/Выигрыш
- Сделка Отменяется
- Менталитет изобилия
- Отношения
- Договоры
- Договоры об исполнении
- Системы
- Процессы
- Характер и общение
- Диагноз прежде рецепта
- Понимание и восприятие
- Один на один
- Синергическое общение
- Синергия в бизнесе
- Синергия и общение
- Третья альтернатива
Страница 1; Страница 2