Палка о двух концах
Палка о двух концах
Прежде чем полностью перенести «центр тяжести» нашей жизни в круг влияния, нельзя не упомянуть о двух понятиях, находящихся в круге значимости и явно заслуживающих пристального внимания. Это ПОСЛЕДСТВИЯ и ОШИБКИ.
Располагая свободой выбора варианта поведения, мы, тем не менее, не свободны выбирать последствия этого поведения, потому что они наступают в соответствии с естественными законами, находящимися вне нашего круга влияния — в круге значимости. Мы вольны броситься под идущий поезд, но не нам решать, что будет после того, как он нас переедет.
Мы можем избрать нечестный образ действий в бизнесе. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ такого выбора могут разниться в зависимости от того, выведут нас на чистую воду или нет; зато ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ для нашего характера очевидны.
ПОСТУПКАМИ УПРАВЛЯЮТ ПРИНЦИПЫ. Жить в согласии с ними – значит иметь положительные последствия, вопреки им — отрицательные. Мы свободны выбирать, как именно реагировать на ту или иную ситуацию, но сделав выбор, мы выбираем и то, что за этим последует. Наступая на один конец палки, приводим в движение другой ее конец.
Несомненно, в жизни каждого человека бывают моменты, когда он делает неправильный выбор и другой конец палки больно ударяет его по лбу. Если бы можно было повторить ситуацию, мы бы действовали иначе. Мы называем такой выбор ОШИБКОЙ.
Если вы полны раскаяния, лучший, с точки зрения проактивности, вариант поведения — осознать, что прошлые ошибки находятся вовне, в круге значимости. Нельзя вернуть прежнее положение вещей и что-либо переиначить. Последствия стали неизбежным результатом нашего собственного выбора.
Проактивный подход к ошибке заключается в том, чтобы признать ее, исправить и сделать вывод на будущее. Таким образом вы обращаете неудачу себе на пользу. «Успех,— говорил создатель компании «Ай-Би-Эм» Т.Дж.Уотсон,— это оборотная сторона поражения».
Зато не признать ошибку, не исправить и не учесть в будущем — куда более серьезная ошибка. В этом случае человек становится на путь самооправдания и самообмана; чтобы поддержать свою ложь, он вынужден снова лгать. Эта вторая ошибка усугубляет пагубные последствия первой, придает ей непропорционально большой вес и наносит личности огромный ущерб.
Нам вредят не чьи-то происки и собственные ошибки, а то, как мы на них реагируем. Если вас укусила ядовитая змея, гоняться за ней — значит упустить время, позволить яду распространиться в организме и, таким образом, подвергнуть себя дополнительной опасности. Гораздо разумнее — незамедлительно принять меры по выведению яда.
Реакция на ошибки определяет будущее. Важно как можно скорее признать и исправить их — тогда они не скажутся на нашей дальнейшей судьбе.
Обязательства
В самом центре круга влияния, как бы составляя его сердцевину, находится способность человека БРАТЬ НА СЕБЯ И ВЫПОЛНЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. Это — ярчайшее проявление проактивности, квинтэссенция развития. Благодаря способности к самоанализу и запечатленному глубоко в душе нравственному идеалу, человек определяет свои слабые места, зоны приложения сил и таланта, те стороны жизни, которые могут быть усовершенствованы, изменены или отторгнуты. Далее — обладая воображением и независимой волей, он начинает действовать в этом направлении: давая обещания, ставя перед собою цели и стараясь не уклоняться от них, лепит свой характер. Только так можно одолеть превратности судьбы и добиться успеха.
Есть два способа без промедления взять судьбу в свои руки. Первый — дать обещание и сдержать его. А второй — поставить перед собой цель и приложить усилия для ее достижения. Беря на себя даже самое несложное обязательство, мы добиваемся уверенности в себе, а она, в свою очередь, наделяет нас самодисциплиной, мужеством и силой взять на себя еще большую ответственность.
Давая себе и другим и сдерживая обещания, мы постепенно добиваемся того, что наши достоинства начинают перевешивать недостатки.
Способность брать на себя и выполнять обязательства перед собой — фундамент, опираясь на который, можно развить в себе основные навыки эффективности.
Тридцатидневный тест на проактивность
Необязательно, подобно Франклю, проходить через все ужасы концлагеря, чтобы распознать и взрастить в себе ростки проактивности. Проактивная способность справляться с колоссальными нагрузками, вырабатывается в повседневной жизни и зависит от умения брать на себя обязательства и выполнять их, от того, как мы реагируем на дорожные пробки, ворчание клиентов или непослушание детей. То есть, под каким углом смотрим на различные, возникающие в нашей жизни, проблемы, на что тратим энергию и как говорим.
Я предложил бы вам устроить тридцатидневную проверку принципа проактивности. Попробуйте — и посмотрите, что получится. В течение тридцати дней действуйте исключительно в круге влияния. Ставьте перед собой несложные задачи и решайте их. Будьте светочем, а не судьей. Примером для подражания, а не критиком. Частью решения, а не частью проблемы.
Примените этот принцип к своему браку, семье, детям. Не заостряйте внимания на чужих недостатках. Не заостряйте – на своих собственных. Допустив ошибку, немедленно признайте ее и постарайтесь исправить. Пусть она послужит вам уроком. Не становитесь в позу обличителя. Беритесь за то, что вам по плечу. Работайте над собой. Стремитесь не ИМЕТЬ, а БЫТЬ.
Попробуйте отнестись к чужим недостаткам с жалостью, а не осуждением. Дело не в том, как люди поступают или должны поступать, а в избранной вами модели отношения и поведения. Поймав себя на мысли, что корень проблемы — вовне, отбросьте эту мысль: она и есть — проблема. Те, кто последовательно, день за днем, упражняется в достижении маленьких свобод, достигнут подлинной свободы. Зато степень свободы тех, кто не делает подобных упражнений, будет все время уменьшаться. В конце концов они заметят, что они не живут, а воплощают в жизнь сценарии, созданные для них родителями, сослуживцами, обществом.
Мы в ответе за собственный успех, счастье и, в конечном итоге, за внешние условия жизни.
Сэмюел Джонсон писал: «Фонтан благодати должен забить в нас самих — в нашем сердце и разуме. Тот, кто настолько плохо знает человеческую натуру, что в поисках счастья изменяет все что угодно, только не собственную позицию, даром потратит жизнь и увеличит скорбь, от которой стремился избавиться».
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ОСНОВА ОСНОВ ВСЕХ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ,
о которых пойдет речь в следующих главах.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Весь день прислушивайтесь к своей речи и речи окружающих. Часто ли вы употребляете и слышите от других реактивные обороты типа: «если б только», «не могу», «я должен»?
2. Представьте себе ситуацию, которая в ближайшее время может возникнуть в вашей жизни и в которой вы, судя по прошлому опыту, будете склонны вести себя реактивно. Рассмотрите ее с точки зрения круга влияния. Нельзя ли применить проактивную модель поведения? Какую именно? Не пожалейте нескольких минут и нарисуйте в воображении отчетливую картину своего проактивного поведения. Напомните себе о свободе выбора, разделяющей стимул и реакцию. Возьмите на себя простенькое обязательство и воспользуйтесь этой свободой.
3. Выберите какую-нибудь, особенно угнетающую вас проблему – на работе или дома. Попробуйте определить, подлежит ли она прямому или непрямом контролю — или носит неподконтрольный характер. Определите свой первый возможный шаг в круге влияния. Сделайте его.
4. Устройте себе тридцатидневную проверку на проактивность.
Обращайте внимание на изменения в вашем круге влияния.
НАВЫК 2. НАЧИНАЙТЕ С МЫСЛЬЮ О КОНЦЕ
ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕГО РУКОВОДСТВА
«То, что осталось позади нас, и то, что ждет впереди, сущие пустяки по сравнению с тем, что таится внутри нас».
Оливер Уэнделл Холмс.
Для прочтения следующих нескольких страниц найдите, пожалуйста, укромное место, где вас никто не потревожит. Не думайте ни о чем, кроме содержания этих строк и того, что я попрошу вас сделать. Не беспокойтесь о незавершенных делах, родных и знакомых. Просто сосредоточьтесь и постарайтесь с открытой душой воспринять прочитанное.
Представьте себе похороны близкого человека. Вы подъезжаете к похоронному бюро или к часовне. Паркуете машину. Выходите. Входите внутрь. Перед вами — море цветов; слышна тихая органная музыка. Вы видите лица друзей и знакомых, читаете на них скорбь утраты и радость узнавания. Все сердца излучают эмоции.
Вы проходите вперед и, заглянув в гроб, неожиданно оказываетесь лицом к лицу с собой же. Это ваши похороны — через три года. Все эти люди пришли почтить вашу память, выразить любовь и уважение к вам.
Вы садитесь и в ожидании панихиды просматриваете программку. В ней числятся четверо выступающих. Первым идет член семьи, один из ближайших родственников: сын или дочь, племянник или племянница, кузен, тетя, дядя, дедушка или бабушка — все они съехались по такому случаю с разных концов страны. Второй выступающий — кто-нибудь из друзей — расскажет о том, что вы представляли собой как личность. Третьим выступит сослуживец, собрат по профессии, а четвертым — член церковной общины.
Теперь хорошенько подумайте. Что бы вы хотели услышать о себе и своей жизни? Какой образ мужа или жены, отца или матери, сына или дочери, друга и работника должен навсегда остаться в их памяти? Что эти люди скажут о вашем характере? Ваших достижениях? Внимательно вглядитесь в лица присутствующих. Какую роль вы сыграли в их жизни?
Прежде чем продолжить чтение, посвятите несколько минут раздумьям и итогам. Это в значительной мере поможет вам воспринять Навык 2.
Что значит «начинать с мыслью о конце»?
Если вы со всей серьезностью подошли к только что описанному эксперименту, тем самым вы прикоснулись к самой интимной стороне вашей сущности, ядру вашей личности; затронули сокровеннейшие жизненные ценности; установили кратковременный контакт с СИСТЕМОЙ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВ, или ВНУТРЕННИМ РУКОВОДСТВОМ, в самом центре вашего круга влияния.
Вот что писал Джозеф Аддисон:
«Когда я смотрю на могилы великих, во мне умирает зависть; когда читаю эпитафии прекрасным, вожделение сходит на нет; когда сталкиваюсь с горем родителей над могилой сына, мое сердце полнится сочувствием; когда вижу могилы самих родителей, я сознаю бесплодность сожалений о тех, за кем нам рано или поздно придется последовать; когда вижу захоронения королей рядом с могилами тех, кто лишил их трона, соперников, упокоившихся по соседству, или праведников, которые своими раздорами раскалывали мир, я с грустью и удивлением вспоминаю о мелких дрязгах, интригах и столкновениях, которыми кишит история человечества. Рассматривая даты на надгробиях тех, кто умерли вчера или шестьсот лет назад, я думаю о великом Дне, когда всем нам суждено снова стать современниками».
Хотя Навык 2 можно применять в разных ситуациях и на разных стадиях жизни, его суть — в том, чтобы, начиная сегодня, брать за точку отсчета образ конца жизни. Каждый ее этап: то, что мы делаем сегодня, завтра, будем делать на будущей неделе, в будущем месяце, — должен рассматриваться в контексте жизни в целом. Это поможет вам убедиться: то, что вы делаете в каждый конкретный момент, не противоречит смыслу всей жизни и каждый прожитый день добавляет к общей картине нечто существенное.
Начинать с мыслью о конце — значит отправляться в путь с четким представлением о месте назначения. Зная, куда он идет, человеку легче представить, где он находится сейчас, и сделать следующие шаги в правильном направлении.
Нет ничего проще, чем угодить в ловушку суеты и псевдоактивности: вы с энтузиазмом карабкаетесь вверх по лестнице успеха - и внезапно обнаруживаете, что она приставлена «не к той стене». Можно быть сверхзанятым — и неэффективным.
Людям свойственно одерживать пустые победы, добиваться успеха — и вдруг убеждаться, что при этом они принесли в жертву нечто ценное. Представители разных слоев общества и профессий — врачи, академики, артисты, политики, асы бизнеса, спортсмены и водопроводчики — лезут из кожи вон, лишь бы увеличить свои доходы, добиться большей славы или ученой степени - только затем, чтобы в конце концов убедиться: ложная цель ослепила их и затмила вещи, которые на самом деле значат для них несоизмеримо больше и которые они безвозвратно утратили.
Зато насколько же отличается от этой схемы наша жизнь, если мы действительно знаем, чего хотим, что имеет для нас первостепенную важность, — и, держа это в уме, делаем то, что имеет непреходящую ценность. Если лестница приставлена «не к той стене», каждая ступенька вверх приближает нас к жизненной неудаче. Можно вертеться белкой в колесе, повышать производительность труда — но по большому счету наша деятельность эффективна лишь тогда, когда мы начинаем с мыслью о конце.
Представить, что бы вы хотели услышать о себе в надгробной речи, — значит найти свое определение успеха. Оно будет существенно отличаться от определения, которое раньше казалось вам правильным. Возможно, слава, высокие достижения, богатство и прочие вещи, которых мы так упорно домогаемся, — «не та стена»?
Начиная с мыслью о конце, вы обретаете совсем другую перспективу. На похоронах одного человека его знакомый спросил другого знакомого: «Много ли он оставил?» «Все»,— был ответ.
Отель «Петровский» в Переславле Залесском
Меню
- На главную
- От внутреннего к внешнему
- Власть стереотипа
- Видение и бытие
- Принцип развития и шанса
- Новый уровень мышления
- Стадии зрелости
- Что такое эффективность
- Как читать эту книгу
- Социальное зеркало
- Что такое проактивность
- Субъект или объект действия
- Проактивный фокус
- Палка о двух концах
- Все имеет два творения
- Личное послание
- Альтернативные центры
- Ориентации человека
- Ориентации - продолжение
- Могущество независимой воли
- Механизм квадранта 2
- Контроль
- Шесть основных вкладов
- Порядочность
- Законы любви и жизни
- Навык межличностного лидерства
- Проигрыш/Выигрыш
- Сделка Отменяется
- Менталитет изобилия
- Отношения
- Договоры
- Договоры об исполнении
- Системы
- Процессы
- Характер и общение
- Диагноз прежде рецепта
- Понимание и восприятие
- Один на один
- Синергическое общение
- Синергия в бизнесе
- Синергия и общение
- Третья альтернатива
Страница 1; Страница 2